Горячая линия для читателей
Издатель:

ООО «Издательский дом «Звездный бульвар» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)
Главный редактор издательского дома: Сорокин Ю.А.
Генеральный директор: Латышев А.И.
Первый заместитель главного редактора: Ильина Е.Ю.
Заместители главного редактора: Мироненко Ю.А., Невский Ю.И., Харо Е.Ю.


Телефон редакции: +7 (495) 681-00-86
Электронная почта:
v.denisenkova@zbulvar.ru
Главный редактор:

Денисенкова Виолетта Сергеевна


29 Июл 2024 в 14:56
Измайлово

В усадьбе Измайлово открылась новая выставка

В усадьбе Измайлово открылась новая выставка

Фото: Андрей Дмытрив

В экспозиции — маслёнки, вазы, шкатулки, графины в виде фруктов и овощей и различных предметов. Они сделаны на знаменитых российских заводах.

Многовековая традиция

— Традиция создания предметов, имитирующих объекты реального мира — обманок — зародилась ещё в античности, — рассказывает куратор выставки Екатерина Чернецкая, — А в Европе первые тромплёи (в переводе с французского — «обман зрения») в виде фарфоровых ягод и фруктов служили для сервировки стола, и изготовливались на Мейсенской фарфоровой мануфактуре в XVIII веке. Обманки были особенно популярны в XVII-XVIII веках, в эпоху барокко и рококо.

По словам Екатерины, в России такая посуда появилась в XIX веке. На Императорском фарфоровом заводе начали производить дорогостоящие сервизы и предметы для сервировки, имитирующие плоды и цветы. Они являлись украшением парадных обедов. А позже такую продукцию стали изготавливать и частные мануфактуры. Благодаря заводам братьев Корниловых, А.Г.Попова и товарищества М.С.Кузнецова диковинные маслёнк и с овощами и вазы-фруктовницы стали доступны обычным людям.

Фото: Андрей Дмытрив

Поднос в виде страниц

Выставка состоит из трёх разделов, в которых представлено более 30 предметов, имитирующих природные формы, объекты и различные материалы. Все они — из собрания музея-заповедника «Коломенское». Изготовлены на Ленинградском фарфоровом заводе, заводах товарищества М.С.Кузнецова и других производствах в конце XIX — середине ХХ века.

— В первом собраны предметы, имитирующие назначение. Например, статуэтка сидящего турка на самом деле является шкатулкой. А сухарница 1884 года кузнецовской фабрики c изображением из журнала «Стрекоза», которая по своему виду напоминает страницы, служит для подачи хлеба, — объясняет куратор.

Фото: Андрей Дмытрив

«Чаша слёз»

Во втором разделе размещены предметы, имитирующие животных и растения. Например, графин с пробкой «Дубок» и графин с рюмками «Рыбка», изготовленные на Ленинградском фарфоровом заводе в 1960-е годы. Третий раздел состоит из предметов, имитирующих материал.

Например, керамическая плитка конца XIX — начала XX века с изображением растительного орнамента имитирует мозаику.

— А ещё у нас есть коронационный стакан 1896 года, который был сделан из жести и покрыт белой эмалью, но похож на фарфор с позолотой. Именно этот стакан в народе стали называть «Чаша слёз», так как он был сделан в качестве сувенира на коронацию Николая II и потом стал причиной трагедии на Ходынском поле, когда во время давки погибло более тысячи человек, — рассказывает Екатерина. — Известный писатель и журналист Владимир Гиляровский писал: «Каждый шёл на Ходынку не столько на праздник, сколько за тем, чтобы добыть такую кружку».

Адрес: Городок им. Баумана, 2, стр. 4. Выставка продлится до 26 января 2025 г. (6+) Вт.-вс. 10.00-18.00. Стоимость билета — 150 рублей, льготный — 75 рублей


Опрос
Вы пользовались Новогодней почтой Деда Мороза в столичных парках?
Загрузка ... Загрузка ...